Город-труженик

Екатеринбург

От завода-крпости к столице Урала

Екатеринбург — один из крупнейших городов России. Он был основан сподвижниками российского императора Петра Великого В.Н. Татищевым и В.И. де Генниным как завод-крепость на уральской реке Исеть. Датой рождения города считается 7 (18) ноября 1723 г., когда на заводе был осуществлен пробный пуск ковочных молотов.

Задуманный как административный центр Уральского горнозаводского округа, Екатеринбург изначально выделялся из других населенных пунктов Российской империи: именно отсюда осуществлялось руководство казенными и частными металлургическими предприятиями, располагавшимися по обе стороны Уральского хребта. Одним из первых каменных строений города стало здание Канцелярии главного правления Сибирских и Казанских заводов.

Само название «Екатеринбург» подчеркивало столичность нового города. «Новую крепость, которая построена … при реке Исети, и при ней заводы с разными фабриками и мануфактурами назвали Екатеринбург для памяти и вечной славы Ея Величества Всемилостивейшей Государыни Императрицы», — писал генерал де Геннин. «За название во имя наше завода новопостроенного благодарствуем», — отвечала Екатерина I. Тем самым была выстроена параллель с названием новой российской столицы Санкт-Петербургом, основанного всего на два десятилетия раньше Екатеринбурга. Петербург — город императора Петра I и Святого Петра, Екатеринбург — город императрицы Екатерины I и Святой Екатерины — покровительницы горного дела.

И если Санкт-Петербург стал для России, по меткому выражению А.С. Пушкина, «окном в Европу», то Екатеринбург с полным основанием можно называть «окном в Азию», естественная граница с которой в те годы еще только определялась трудами В.Н. Татищева и Ф.И. Страленберга. Завод-крепость располагался в срединной, пониженной части Уральского хребта, образующей естественный транспортный коридор и кратчайший, наиболее удобный путь для развития коммуникаций и товарообмена между европейской частью России и Сибирью.

В 1780-х гг. через Екатеринбург прошел Большой Сибирский тракт. Важнейшая транспортная магистраль империи не могла не оказать влияние на развитие экономической жизни города. В городе, помимо металлургии, стали развиваться кожевенное, салотопленное, мыловаренное и свечное производство. Появились купеческие династии. В 1781 г. Екатеринбург получил официальный статус города. По наблюдениям современников, внешний облик города своими прямыми улицами и архитектурой зданий более напоминал европейские, чем российские города.

В 1807 г. Екатеринбург, единственный из российских городов, получил статус «горного города», что давало ему относительную самостоятельность от губернской администрации. С 1826 г. город стал также местом расположения резиденции и канцелярии главного начальника горных заводов Уральского хребта, подчиняющегося по должности лишь министру финансов, Сенату и императору. Любая новация в жизни Екатеринбурга — будь то организация горного научного общества в 1825 г., учреждение горного музея в 1834 г. и метеорологической обсерватории в 1836 г., открытие Уральского горного училища в 1853 г. и даже основание первого профессионального театра в 1840-х гг. — все происходило исключительно с позволения, а часто и по инициативе горного начальства.

С начала XIX в. промышленность Екатеринбурга начала приобретать новую специализацию — машиностроение. При Уральском горном правлении была учреждена особая должность механика, а в 1839 г. на базе Монетного двора вступила в строй Екатеринбургская казенная механическая фабрика, ставшая предвестником промышленного переворота на Урале.

Выгодное географическое положение Екатеринбурга в центре Уральского региона на границе Европы–Азии и бум железнодорожного строительства в последней четверти XIX в. превратили город в важнейший транспортный узел империи. В 1878 г. Уральская горнозаводская дорога соединила его с губернской Пермью. В 1882–1885 гг. была построена железная дорога Екатеринбург–Тюмень, соединенная в 1888 г. с Уральской дорогой. В 1897 г. Екатеринбург получил выход на Транссибирскую магистраль через Челябинск.

Развитие сети железных дорог вызвали оживление экономики города. В Екатеринбурге успешно развивались легкая и пищевая промышленность, открывались крупные кредитно-финансовые учреждения: Сибирский торговый и Волжско-Камский банки, отделения Русского внешнеторгового и Русско-Азиатского банков. Население Екатеринбурга с 1897 по 1917 гг. выросло с 42,2 до 71,5 тыс. человек.

Очевидно, что к этому времени статус уездного города оказался «тесным» Екатеринбургу. В январе 1918 г. была учреждена особая Екатеринбургская губерния, а в 1923 г. Екатеринбург стал административным центром Уральской области, объединившей прежние Екатеринбургскую, Пермскую, Тюменскую и Челябинскую губернии. По своим размерам это территориальное образование превосходило современный Уральский федеральный округ. В 1924 г. столицу Уральской области переименовали в Свердловск в честь одного из лидеров партии большевиков Я.М. Свердлова. При разделе Уральской области на более мелкие территориальные образования в январе 1934 г. город стал административным центром Свердловской области. В 1938 г. из состава Свердловской области была выделена самостоятельная Пермская область.

В годы первых советских пятилеток продолжалось усиление роли Свердловска как индустриального и транспортного центра на границе частей света. В 1933 г. вошла в строй первая очередь Уральского завода тяжелого машиностроения (Уралмаша), в 1935 г. — Эльмаша, в 1940 г. — турбомоторного завода. На старом Верх-Исетском заводе была освоена технология выпуска трансформаторной стали. Параллельно была проведена масштабная реконструкция Свердловского железнодорожного узла. В 1930 г. Свердловск был связан воздушным сообщением с Москвой и Иркутском.

Одновременно Свердловск превращался в важный научно-образовательный центр. Еще в 1920 г. в городе был учрежден Уральский государственный университет, ставший предтечей практически всех будущих свердловских вузов. К 1940 г. их число достигло двенадцати. В 1932 г. в Свердловске открылся Уральский филиал Академии наук СССР. В городе также работали 27 отраслевых научно-исследовательских института.

Население города с 1926 по 1937 гг. возросло втрое — с 136 до 400 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны город внес значительный вклад в разгром фашистской Германии. Только в июне-августе 1941 года на фронт ушло 15 тысяч свердловчан-добровольцев. Всего за годы войны в рядах Красной Армии воевало более 100 тысяч наших земляков. 62 фронтовика, чья довоенная судьба была тесно связана со Свердловском, были представлены к званию Героя Советского Союза.

Находясь в глубоком тылу, Свердловск превратился в один из крупнейших в стране эвакопунктов. Столица Урала приняла более полусотни крупных заводов и фабрик, научных и проектно-конструкторских организации с территорий страны, захваченных врагом или находившихся в непосредственной близости от линии фронта. Расширив ранее существовавшие производства и приняв эвакуированные из западных районов предприятия, Свердловск увеличил объем выпускаемой военной продукции в 7 раз. С большим напряжением трудились предприятия легкой и пищевой промышленности города, снабжая фронт обмундированием, обувью, продовольствием.

В годы войны Свердловск стал не только кузницей оружия и главным арсеналом страны, но и крупнейшим научным и культурно-образовательным центром. С начала военных действий в Свердловск был эвакуирован целый ряд учреждений Академии наук и отраслевых институтов, столичных театров, музеев и издательств.

Роль Свердловска и его жителей в Великой Победе емко обозначена в известной фразе А. Твардовского: «Урал — опорный край державы!». За героический труд в годы войны 13 тысяч свердловчан были награждены орденами и медалями. 26 промышленных предприятий Свердловска были удостоены государственных наград.

Поступательное экономическое, социальное и культурное развитие Свердловска продолжалось вплоть до конца 1970-х гг. Основу экономики города традиционно составляла машиностроительная отрасль. Наряду с этим стали возводиться предприятия, ориентированные на удовлетворение потребностей населения: камвольный и жировой комбинаты, трикотажная и кондитерская фабрики, заводы керамических и гипсовых изделий, крупнопанельного домостроения. Развернулось широкомасштабное жилищное строительство, появились новые крупные жилые районы. В 1967 г. численность населения Свердловска превысила один миллион человек. В 1970 г. в городе работало четырнадцать вузов, насчитывалось свыше сотни НИИ и конструкторских бюро, Уральский филиал Академии наук СССР был преобразован в Уральский научный центр. В 1973 г. за успехи в социально-экономическом развитии и в связи с 250-летием Свердловск был награжден орденом Ленина.

Разделив судьбу страны, Свердловск (с сентября 1991 г. — вновь Екатеринбург) вступил в сложную полосу рыночных преобразований, сопровождавшуюся резким снижением объемов промышленного производства. Однако уже в 1998 г. промышленное производство в городе стабилизировалось, а со следующего года начался его устойчивый рост. Екатеринбург превратился в самостоятельный хозяйственный механизм, чье развитие определяется ныне не только уровнем промышленного производства крупных промышленных предприятий, но и состоянием торговли, сферы услуг, финансового рынка.

Вызовы нового времени предопределили необходимость трансформации города из исторически сложившегося индустриально-научного центра в многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого должен стать научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду обитания для его жителей.

Сегодня в муниципальном образовании «город Екатеринбург» проживает 1 млн. 337 тыс. человек, что составляет 30% всего населения Свердловской области. По численности населения Екатеринбург занимает четвертое место среди городов России.

В мае 2000 г. Екатеринбург стал административным центром Уральского федерального округа. Здесь же расположено и командование Приволжско-Уральского военного округа.

Современный Екатеринбург – центр тяжелого машиностроения, флагманами которого являются такие индустриальные гиганты, как Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралхиммаш, Уралэлектротяжмаш.

Екатеринбург– город высокоточного приборостроения, основанного на применении уникальных наукоемких технологий. Здесь создаются новейшие образцы техники, многие из которых не имеют аналогов в мире. Продукция екатеринбургских предприятий продается в 97 странах мира. Ежегодно в Екатеринбурге проводится более 170 выставок с международным участием.

Екатеринбург – влиятельный центр финансовой и банковской деятельности.

Екатеринбург – город с развитой инфраструктурой торговли, туристических и гостиничных услуг, культурного и развлекательного сервиса, в которой успешно работает около 70 тысяч предприятий. Около 30% трудоспособного населения занято в сфере среднего и малого бизнеса.

При этом Екатеринбург остается крупнейшим транспортным узлом страны с разветвленной сетью железнодорожных линий и двумя аэропортами, двумя автовокзалами и метро. «Воздушным мостом» Екатеринбург связан с 40 странами мира, а площадь тяготения Свердловской железной дороги составляет около 500 тыс. кв. км. Магистраль пересекает три часовых пояса, реки Обь, Иртыш, Каму, границу между Европой и Азией, а в северном направлении уходит за полярный круг. Автобусное сообщение городами Пермской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, с городами Башкирии, Татарстана, Ханты-Мансийского автономного округа, северного Казахстана.

Современный Екатеринбург — город, обладающий большим научно-образовательным и культурным потенциалом. Здесь работает 126 научно-исследовательских организаций, 15 государственных и два десятка негосударственных высших учебных заведений. В городе действуют 22 театра, две филармонии, более 40 музеев, около 35 выставочных и свыше 40 концертных залов и сцен, 60 библиотек, цирк, зоопарк, аквапарк, несколько десятков стадионов, крытых спортивных площадок и дворцов спорта.

Растущий международный авторитет столицы Урала подчеркивается открытием здесь консульских учреждений десяти иностранных государств, первыми среди которых стали США и Великобритания. В городе работают около 200 представительств и филиалов иностранных компаний. Ежегодно Екатеринбург посещают несколько тысяч иностранных туристов.

Дважды, в 2002 и 2005 гг., по итогам Всероссийского конкурса финансового оздоровления экономики России «Золотой рубль» Екатеринбург стал победителем в номинации "Лучшая столица субъекта федерации". А в 2003 за социально-экономическое, производственное, научно-исследовательское, социально-культурное, общественное развитие, а также за успешное решение задач малого и среднего бизнеса Екатеринбург был удостоен высокой общественной награды – ордена “Слава России”.

В 2003 г. в городе был разработан и принят Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 года. Это плод коллективных усилий ученых, администраторов и общественности города. Стратегический план Екатеринбурга – это коллективное видение того, каким город собирается стать в обозримом будущем, это четко выверенная программа реальных действий по интегрированию Екатеринбурга в глобальную экономику, в новейшие инновационные процессы национального и регионального уровней, что, в конечном итоге, позволит создать в Екатеринбурге комфортную среду обитания его жителей. Как записано в Стратегическом плане, «главная стратегическая цель развития города Екатеринбурга заключается в обеспечении высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан».

Богатейший промышленный, научный и культурный потенциал в совокупности с выгодным геополитическим расположением Екатеринбурга на границе двух частей света – Европы и Азии – обеспечивают городу благоприятные перспективы развития в наступившем столетии.

 

Создание и раскрутка сайта - www.altrum.ru Создание и раскрутка сайта
Рекламное агенство Альтрум